За что могут отключить электроэнергию
Электричество прочно вошло в нашу жизнь. Пока оно есть, мы его не замечаем. Кажется, что так было всегда и будет, но стоит ему пропасть, и мы понимаем, что это проблема. Особенно когда отключение электричества происходит без предупреждения.
Гаснет свет, отключаются телевизор и компьютер, приходится корректировать свои планы, а кроме этого устранять последствия, начиная с поиска свечей, фонариков и спичек и заканчивая потёкшим холодильником и испорченными продуктами.
Особенно насущной эта проблема была в 90 годы прошлого века, когда имели место, так называемые, веерные отключения. Сейчас не запланированное отключение – явление гораздо более редкое. Но тем не менее оно встречается и портит жизнь.
Все отключения электроэнергии имеют два вида причин: технические и экономические.
Технические причины
Плановый капитальный или текущий ремонт всего электрохозяйства дома или какой-то его части, отдельных объектов.
Аварийный (полный или частичный) выход из строя системы электропитания.
Ограничение подачи электроэнергии может быть вызвано неудовлетворительным состоянием электрооборудования потребителя.
Теперь по каждому пункту подробнее. Что касается планового ремонта, то продолжительность и время плановых отключений электропитания на время проведения работ прописываются в договоре электроснабжения, который подписывается между потребителем (жильцом) и гарантирующим поставщиком. В таких договорах энергоснабжения, как правило, указывается ограничение поставки электричества не более 3 суток в год и не более 24 часов без перерыва.
По поводу возникновений аварийных ситуаций, то от этого никто не застрахован. Время устранения аварий законом не регламентируется. Хотя в скобках нужно заметить, что если поставщик электроэнергии содержит своё хозяйство в порядке, вовремя проводит профилактические мероприятия, плановый ремонт, то и аварийных ситуаций на этом участке возникает меньше.
Наконец, неудовлетворительное состояние электрохозяйства потребителя (имеется в виду дом) – это прямой путь к возникновению аварийных ситуаций и несчастным случаям. Решение об этом принимает представитель жилищной инспекции или Ростехнадзора. После этого представители исполнителя коммунальных услуг уведомляют потребителя и отключают подачу электроэнергии.
Экономические причины
Отключение электричества за неуплату
Наличие потребления электричества без учёта (без прибора).
Потребление электроэнергии без соответствующего договора с электроснабжающей организацией.
Что касается отключений за долги, то оно возможно после превышения суммы долга потребителем больше чем в 3 раза размера ежемесячной оплаты. К сожалению, часто исполнители коммунальных услуг используют угрозу отключения электричества, за неуплату других предоставляемых коммунальных услуг, отключение которых запрещено (водоснабжение, к примеру).
Нет нужды комментировать пункт о потреблении электричества без его учёта. Это воровство. Логично, что тем, кто ворует электроэнергию, её нужно отключать. И ещё наказывать за воровство. То же самое касается и последнего пункта. Самовольное подключение – то же самое воровство.
Но важно помнить, что при любом отключении или ограничении подачи электроэнергии, у исполнителя коммунальных услуг есть обязанность, извещать потребителя в письменном виде не ранее, чем за месяц до даты отключения. Разумеется, это не касается случаев воровства и аварийной ситуации. При отключении электроэнергии должен быть составлен соответствующий акт об этом.
В федеральном законе «О защите прав потребителей» (15 статья) предусматривается компенсация и морального, и материального вреда, нанесённого при отключении электроэнергии. Разумеется, в случаях, когда оно произошло с нарушением порядка, то есть, без предупреждения. Исключаются случаи аварийного характера.
Зафиксировав факт отключения электроэнергии – достаточно свидетельств соседей – и его последствий, в случаях, когда понесён материальный ущерб (а вот для этого нужно вызывать представителей исполнителя коммунальных услуг или электроснабжающей организации), можно смело обращаться в суд за компенсацией.
Что делать, если погас свет
Осталось осветить ещё один вопрос, связанный с отключением электричества. Куда звонить при отключении электричества? Если неожиданно погас свет, хочется узнать по какой причине и как надолго его отключили. Для начала нужно позвонить исполнителю коммунальных услуг. Чаще всего, это товарищество собственников жилья (ТСЖ).
Если отключение не связано с какими-то работами, имеет смысл позвонить в аварийную службу. В каждом округе свой номер «аварийки». Нужно узнать его заранее, чтобы знать куда звонить при отключении электричества. Можно оставить заявку по телефону 8-800-700-40-70 (бесплатный номер). Жителям Москвы, в случаях, когда отключен весь дом, можно круглосуточно звонить по номеру 8-800-700-40-70. Это номер «Московской объединенной электросетевой компании» (МОЭСК).
Если выясниться, что электроэнергии нет только в одной квартире (при условии, что она не отключена за неуплату), скорее всего, неисправность в электропроводке квартиры.
Важно, чтобы на случай отключения электричества в квартире в определённом месте лежал фонарик, свечки или хотя бы спички. Хотя, конечно, будет лучше, если эта мера никогда не пригодится!
Неполадки в электропроводке: что делать и как их устранить?
Что делать, если срабатывает автомат в электрощите?
Яков Кузнецов